Библиотека юриста


Главная » Статьи » Сделки и договоры » О договорах

Как правильно составить договор

договор

Конечно, проще всего обратиться за помощью к юристу. А если вам предложат подписать уже готовый договор, как узнать, всё ли там верно? О том, как должен быть правильно составлен такой документ, полезно знать всем.

В черновом варианте моя работа начиналась словами: «Скачайте в Интернете образец интересующего вас договора, внимательно прочитайте его условия, измените «под себя» часть из них, добавьте недостающие. Не забываем про обязательные положения и реквизиты...»

Даже для начинающего юриста здесь всё ясно. Но всё-таки для человека, не обладающего специальными знаниями в юриспруденции, это окажется весьма туманным советом. Поэтому в чистовом варианте мои советы начинаются словами: «Для вразумительного представления рассматриваемого вопроса для начала необходимо рассмотреть понятие договора и выделить его основные части».

Давайте разбираться подробнее. Итак, напомню, что вы вправе заключить любой договор, лишь бы он не противоречил законодательству. Здесь самую большую помощь вам могут оказать электронные справочно-правовые системы – там проще найти требуемую информацию, чем в бумажных вариантах тех же кодексов и прочих нормативно-правовых актов.

А что представляет из себя сам договор? Как правило, это документ, заключённый в письменной форме и подписанный сторонами. Из каких основных частей он состоит? Назовём эти части условно: вводная часть; предмет; условия; реквизиты, адреса, подписи сторон; приложения. Теперь расшифруем каждую из них.

Вводная часть включает в себя, прежде всего, наименование договора. С этим проблем не должно возникнуть: купля-продажа, поставка, мена, дарение, возмездное оказание услуг, хранение, поручение – всё кажется понятным, но стоит всё же остановиться на спорных моментах.

Например, чем найм отличается от аренды? Жилые помещения мы сдаём в найм, нежилые – в аренду.

Чем работы отличаются от услуг? Результат работ материален (создаётся что-то новое), результат услуг – нематериален (вносятся неотделимые улучшения в старый объект).

Чем договор подряда отличается от трудового договора? Для трудового договора важен сам процесс выполнения работы, а для подряда – результат. В вводной части также указываем дату и место подписания договора; полные наименования сторон; Ф.И.О., должности и полномочия тех, кто подписывает договор; указание на документы, предоставляющие эти полномочия.

Переходим ко второй части.

Предмет договора – это то, из-за чего стоило «заваривать кашу» (заключать договор). Здесь необходимо предусмотреть права и обязанности сторон, цену и порядок расчётов, срок выполнения обязательств. В части условий указывается и срок действия договора, и ответственность за его нарушение, и основания изменения или расторжения договора, и количество его экземпляров. А главное тут – не забыть указать существенные условия договора и, если требуется, обычные.

В чём же их отличие? К существенным условиям относятся те, без указания которых договор не считается заключённым, то есть его правовые последствия не наступают. Такие условия прямо названы в законе (в различных нормативно-правовых актах, поэтому и здесь без справочно-правовой системы вновь не обойтись).

Перечислю существенные условия для некоторых видов договоров:

  • купля-продажа, мена, дарение, аренда, найм, подряд, возмездное оказание услуг, хранение, поручение – только предмет;
  • поставка – предмет и срок;
  • страхование – застрахованное лицо или имущество, страховой случай, размер страховой суммы, срок действия. Также к существенным относят условия, на согласовании которых настаивает одна из сторон.

Теперь перейдём к обычным условиям, которые вступают в действие в случае их указания в договоре.

Перечислю их применительно к разным видам договоров:

  • купля-продажа – количество, ассортимент, цена, качество, тара и упаковка, комплект и комплектность;
  • поставка, мена, поручение – цена;
  • дарение, хранение – срок;
  • аренда,найм, подряд, возмездное оказание услуг – срок и цена.

В четвёртую часть договора входят почтовые и банковские (а возможно, и отгрузочные) реквизиты, адреса сторон, в том числе и предприятий. К приложениям относится всё то, что в сам договор не может быть включено, – например, сметы, расчёты, прейскуранты, графики, акты и прочее – одним словом, информация, имеющая какую-либо связь с регулируемыми отношениями.

Прошу обратить внимание, что порой не все строки договора следует заполнять в электронном виде, так как некоторые моменты, возможно, придётся дописать от руки непосредственно при согласовании и подписании договора (в том числе внесение дополнительных условий). В общем, составление договора представляется весьма непростой, но вполне выполнимой задачей. Как говорится, статья – в помощь.

 

Категория: О договорах | Автор: Евгений Деев (31.07.2013) | Просмотров: 1568