Библиотека юриста


Главная » Статьи » Административные правонарушения » Привлечение к административной ответственности несовершеннолетнего

Применение норм КоАП РФ в отношении несовершеннолетних

Мне часто задают вопросы, касающиеся применения норм КоАП РФ как на стадии возбуждения дела об административном правонарушении, так и на других стадиях административного производства в отношении несовершеннолетних. В данной статье я постараюсь осветить наиболее проблемные моменты.

В соответствии с требованиями КоАП РФ протокол об административном правонарушении в отношении несовершеннолетних правонарушителей должен составляться в присутствии их законных представителей.

Возможны ситуации, когда сотрудники ГИБДД задерживают транспортное средство под управлением пьяного подростка, родители которого уехали за пределы Тверской области, Российской федерации (например, уехали на отдых) или подросток из неблагополучной семьи и где находятся его родители не известно. В этом случае составление административного протокола становиться невозможно и правонарушитель может уйти от административной ответственности.

Статьей 2.3 КоАП РФ установлен возраст, по достижении которого наступает административная ответственность, - шестнадцать лет к моменту совершения административного правонарушения.

Согласно ст.25.3 КоАП РФ защиту прав и законных интересов несовершеннолетних в производстве по делам об административных правонарушениях осуществляют их законные представители (родители, усыновители, опекуны или попечители), которые имеют права и несут обязанности, предусмотренные КоАП РФ в отношении представляемых ими лиц.

Таким образом, законные представители несовершеннолетнего, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении имеют право присутствовать при составлении протокола об административном правонарушении.

В то же время нормы КоАП РФ не содержат императивных норм, устанавливающих обязательное присутствие законных представителей несовершеннолетнего при составлении протокола об административном правонарушении.

Так, ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ закреплена возможность составления протокола об административном правонарушении в отсутствие физического лица, или законного представителя физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в случае их неявки, если они извещены в установленном порядке. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Отсутствие в протоколе об административном правонарушении сведений о законном представителе несовершеннолетнего правонарушителя, не присутствовавшем при составлении протокола, и не извещенного о дате и времени его составления, является существенным недостатком, влекущим возвращение материалов дела в орган, составивший протокол.

Учитывая изложенное, для того, чтобы требования КоАП РФ к порядку составления протокола об административном правонарушении были соблюдены, должностными лицами, их составляющими должны быть предприняты меры к надлежащему извещению несовершеннолетнего и его законных представителей о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

Для этого несовершеннолетний может быть сначала доставлен в порядке ст. 27.2 КоАП РФ, то есть принудительно препровожден для составления протокола об административном правонарушении в специальные помещения, например участковый пункт полиции или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения. О доставлении несовершеннолетнего либо составляется протокол, либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании.

КоАП РФ также предполагает и закрепляет возможность и порядок административного задержания несовершеннолетних правонарушителей. Административное задержание является принудительной мерой, ограничивающей свободу лица, и согласно ст. 27.3 КоАП РФ может быть применено в исключительных случаях: если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении и в связи с исполнением постановления по делу об административном правонарушении.

Несовершеннолетний правонарушитель может быть задержан на срок не более трех часов, а в случае если несовершеннолетний правонарушитель находится в состоянии алкогольного опьянения, срок административного задержания начинает исчисляться согласно ч. 4 ст. 27.5 КоАП РФ с момента вытрезвления несовершеннолетнего.

Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители (ч. 4 ст. 27.3 КоАП РФ). При этом законодатель не указывает срок, в течение которого или не позднее которого должен быть уведомлен родитель или иной законный представитель несовершеннолетнего.

Таким ообразом, предоставленная КоАП РФ возможность доставления несовершеннолетнего или его административного задержания позволят компетентным органам предпринять всевозможные меры для поиска родителей подростка и их извещении. В противном случае протокол не будет отвечать требованиям КоАП РФ, что повлечет его возвращение.

В случаях, когда по каким-то причинам несовершеннолетний отказывается называть должностному лицу (участковому инспектору, инспектору по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и другим), осуществляющему опрос, свои имя, фамилию, координаты своих родителей, а также адрес своего проживания, помимо решения вопроса о привлечении несовершеннолетних к административной ответственности может быть решен вопрос о помещении их в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел.

Так, в соответствии со ст. 22 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» несовершеннолетние, достигшие возраста административной ответственности (16 лет), совершившие административное правонарушение, могут быть направлены в случаях:

  • если их личность не установлена;

  • если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение;

  • если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям в течение трех часов с момента доставления в подразделения органов внутренних дел.

В данном случае на срок до 48 часов вышеуказанные несовершеннолетние могут быть помещены в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел на основании постановления руководителя органов внутренних дел или уполномоченного сотрудника органов внутренних дел.

На срок более чем 48 часов несовершеннолетний может быть помещен в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел только на основании постановления судьи.

 

Категория: Привлечение к административной ответственности несовершеннолетнего | Автор: Евгений Деев (22.01.2018) | Просмотров: 332